Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Консультация для педагогов на тему:

«Использование логоритмических упражнений в нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста»

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в  вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста.                                                                                                                                   

 

  1. Логоритмика. Основные понятия.

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.

Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:

  • повышению уровня звукопроизношения;
  • овладение структурой слова;
  • расширению словарного запаса детей дошкольного возраста;
  • укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной);
  • развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:

  • последовательность;
  • постепенное усложнение и повторяемость материала;
  • отработка ритмической структуры слова;
  • четкое произношение доступных по возрасту звуков;
  • обогащение словаря детей.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.

 

  1. Задачи, направления и варианты логоритмических упражнений и игр.

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие коммуникативных качеств.

 

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми

Таблица 1.

Развитие неречевых процессов

Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений

  • совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
  • активизация всех видов внимания и памяти.

 

  • развитие дыхания, голоса;
  • выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
  • развитие артикуляционной и мимической моторики;
  • координация речи с движением;
  • воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:

  • под музыку;
  • под счет;
  • словесное и стихотворное сопровождение.

Формы работы с детьми:

  • групповые;
  • подгрупповые;
  • индивидуальные.

 При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку;
  • ритмические упражнения, пение;
  • подвижные игры, драматизации;
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

 

Речедвигательные игры и упражнения

Таблица 2.

 

 

Виды упражнений и тренингов

Дыхательно-артикуляционный тренинг

Игровой массаж

Пальчиковая гимнастика

Театрализованные игры

Креативный тренинг

Танцевально - ритмические упражнения

Эмоционально-волевой тренинг

Цель

Формирование неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков

Снятие мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения

Развитие мелкой моторики, координации движений рук и пальцев с речью

Развития просодических компонентов речи

Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления

Развитие чувства ритма и двигательных способностей

Развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки

Особенности применения

Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога

Упражнения для рук с использованием различных предметов

 

Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру

 

Соединение ритмичной, выразительной речи с движением

Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают графические и словесные образы

Упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики

 

  1. Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах.

Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:

  • утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
  • проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;
  • динамические паузы между занятиями;
  • физкультурные сюжетные формы организованной деятельности с использованием речевого материала;
  • логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;
  • бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
  • подвижные игры с речетативом и движениями;
  • логоритмические досуги.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

 

  1. Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

 

Дыхательно – артикуляционный тренинг

«Ветер, ветер...»

Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

 

«Поющий мяч»

Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

 

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«Что - где?»

Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.

Методика проведения: педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.

 

Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые,

прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза;

Носик – пуговкой у нас,

Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза;

Брови – ниточкой у глаз.

Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую;

Ушки маленькие,

Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей

Губки аленькие,

Облизываем губы по часовой стрелке;

Щечки,

Мягкие поглаживания по щекам;

Шейка,

Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника;

Лобик,

Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны;

Рот

Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке;

И наш пухленький живот!

Поглаживание по часовой стрелке

 

Речевые игры и ролевые стихи

«Повстречались»

Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Методика проведения: Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.

Повстречались два котенка

- Мяу - мяу!

Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка;

Два щенка - ав - ав!

Соединяют безымянные пальцы;

Два жеребенка - иго-го!

Соединяет средние пальцы;

Два козленка – ме-е!

Соединяют указательные пальцы;

Два быка - му-у!

Смотри, какие рога!

Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

 

«Озвучиваем сказки»

Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.

Методика проведения: Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.

 

Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге

дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

Перепрыгнул через забор

дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям

и побежал по мостовой

дети попеременно кулачками стучат по груди

бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…».

 

Педагог: «Ой, что это?»

Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Болото! Его не обойти?»

Дети: «Его не обойти!»

Педагог: «Дорога напрямик!»

«чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки

Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…

дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

Педагог: «Ой, что это?»

Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Река! Ее не обойти?»

Дети: «Не обойти!»

Педагог: «Дорога напрямик!»

Дети: «Буль–буль-буль!»

Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…»

 

Педагог: «Ой, что это?»

Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Лес! Страшный лес».

Дети: «У-у-у».

Педагог: «Дремучий лес».

Дети: «Ш-ш-ш».

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку

дети: «буль-буль-буль»

по болоту

дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки

по мостовой

кулачками поочередно стучат по груди

через забор

дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям

по двору

поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

 

Игро-гимнастика

«У ребят порядок строгий…»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну-ка, быстро повторите так,

Как, покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.

Физкультминутка «Аист»

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой.

Игро-ритмика

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.

Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.

Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова

Методика проведения: Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:

  • в движении;
  • в игре на музыкальных инструментах;
  • в вокальных импровизациях

Светит солнышко в окошко,

Не промочите вы ножки,

Выходите погулять,

Порезвиться, поиграть!

Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.

По деревьям и по крышам

Дождик прогуляться вышел!

Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.

 

Эмоционально-волевой тренинг

«Звери лесные»

Цель:развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.

Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.

 

«Здравствуй»

Цель: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.

Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Креативный тренинг

«Шляпы»

Цель:создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.

Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.

Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка.

Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.

Упражнение на релаксацию

 

Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!»

Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!»

Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!»

Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!»

Хлопать в ладоши

 

  1. Заключение.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:

  • перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
  • улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
  • появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
  • легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
  • формируются основы культуры движения, правильная осанка;
  • оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
  • появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях

1.Значение мелкой моторики в жизни дошкольника.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

2. Особенности развития графомоторных навыков.

Графомоторные навыки

Таблица 1.

мелкая мускулатура пальцев

зрительный анализ и синтез

рисование

графическая символика

упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

упражнения на определение правых и левых частей тела

занятия по штриховке по контуру, обводка

задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам

срисовывание геометрических фигур

задания с условиями по выбору нужных направлений

дорисовывание незаконченных рисунков

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей

задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти

 

Этапы формирования графомоторных навыков

Таблица 2.

1-2 года

2-3 года

От 3 до 5 лет

5-6 лет

ребенок держит два предмета в одной руке

малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое

 

ребенок рисует цветными мелками

продолжается становление двигательных функций

чертит карандашом

играет с песком и глиной

складывает бумагу

переворачивает страницы книг

открывает крышки

лепит из пластилина

ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку

нанизывает бусы

определяет предметы в мешке на ощупь

 

держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами

шнурует ботинки

строит из кубиков

 

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях:

  • развитие графомоторных навыков;
  • овладение графической символизацией.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы).

В помощь воспитателям и педагогом, работающим над этой сферой, придут следующие игры и упражнения:

  • игра с флажками, теневым театром;
  • обведение трафаретов, нарисованных контуров;
  • различные штриховки;
  • дорисовывание рисунков и узоров;
  • «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»)

3. Заключение.

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

 

Консультация для педагогов на тему:

«Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

  1. Вводная беседа.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.

С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Он помогает им выражать свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания, так как любое слово является в той или иной мере обобщением.

Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов, поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа.

Большое значение имеет усвоение ребенком смысла слова, в связи с чем необходимо проводить работу над уточнением словаря. Слово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением.

По мнению К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.

 

  1. Происхождение и особенности фразеологизмов в разных языках.

Устное народное творчество - важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

В последние годы возрос интерес к фразеологии, отражающей мир чувств, образов, оценок того или иного народа. Это неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы, в которой заключены и современные языковые образования, и религии древнейших эпох - слова, формы, конструкции.

Фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Фразеологический оборот - величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка.

Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

  • формированию интереса к родному языку;
  • развитию понимания значений слов дошкольниками;
  • активизации детской лексики;
  • совершенствованию навыков устной речи.

Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление.

Слова и словосочетания, специфичные для речи различных групп населения по классовому или профессиональному признаку, для литературного направления или отдельного автора, относятся к фразеологизмам.

В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп.

Исконно русские:

  • обороты разговорно-бытовой речи (из огня да в полымя);
  • пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора (красная девица);
  • отдельные выражения профессиональной речи (в час по чайной ложке);
  • выражения из книжного языка (свежо предание, а верится с трудом).

Фразеологизмы, заимствованные из других языков:

  • дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок (о вкусах не спорят);
  • выражения и цитаты из литературных произведений, изречения, афоризмы (игра не стоит свеч);
  • высказывания, употребляемые без перевода (постфактум).

 

Фразеологизмы существуют во многих языках мира. Часто фразеологизм является достоянием только одного языка, но, несмотря на это, они схожи по смыслу (таблица 1).

Таблица 1.

Русский язык

Иностранные языки

Ждать у моря погоды

Дожидаться зайца под деревом

(Китайский язык)

Делать из мухи слона

Делать из комара верблюда

(Чешский язык)

Обманывать самого себя

Красть колокольчик, затыкая себе уши

(Китайский язык)

Не видеть дальше своего носа

Глаза мыши – видят только на вершок вперёд

(Китайский язык)

Вилами на воде писано

Это ещё не в кармане

(Французский язык)

Душа ушла в пятки

 

У него голубой страх

(Французский язык)

Купить кота в мешке

Купить свинью в мешке

(Английский язык)

Собаку съел

Он в этом большой мастер

(Немецкий язык)

Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения. Значения некоторых фразеологизмов можно понять, лишь зная историю русского народа, его обычаи и традиции, поскольку большинство фразеологизмов исконно русские.

Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора наиболее соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

 

  1. Особенности работы с детьми дошкольного возраста с использованием фразеологизмов.

Работа с использованием фразеологической лексики может осуществляться поэтапно:

  • знакомство с фразеологическим оборотом – толкование (сначала дать толкование предложенных фразеологических оборотов: за семью замками - большой секрет, великая тайна);
  • использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом (картинки из книжек-раскрасок И. Макеевой);
  • активизация фразеологизма в речи детей (детям предложить подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить сходную ситуацию из жизни);
  • закрепление знаний детей (в процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагать вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю).

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как она способствует росту творческой активности у детей, развитию познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс познания увлекательным и запоминающимся. Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с фразеологизмами возможно при следующих условиях: - постепенного усложнения образных выражений, - использование игровых приемов работы представленных с усложнением: игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений, словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.

Цель такой работы - познакомить детей с особенностями фразеологической фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в произведениях художественной литературы, а также в повседневном общении людей.

Для достижения данной цели целесообразным является использование таких приемов как:

  • беседа с детьми на тему «Как рождаются фразеологизмы?»;
  • чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов;
  • употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном общении с детьми.

Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю необходимо показывает им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных рассматриваемых образных словосочетаний. Например, «мало каши ел», «гусь лапчатый», «как с неба свалился», «морской волк», «красная девица», «выжатый лимон», «мокрая курица», «белая ворона», «держит ушки на макушке», «развесил уши, «попался на удочку», «горе луковое».

Обязательным условием подбора игр для должна быть занимательность. На необходимость сделать процесс обучения увлекательным указывали в исследованиях многие психологи и педагоги (А.Арушанова, Л.Белоусова, Н. Новоторцева, С. Белобрыкина).

Работа с фразеологизмами предусматривает в ходе чтения и рассматривания картинок: самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте, умение объяснить значение образного выражения, запомнить и воспроизвести необычное словосочетание. Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для выполнения указанных выше задач.

«Раскрась картинку»

Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. В начале рассматриваются, вместе с детьми картинки, проводится беседа по их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию. В процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.

«Фразеологический зверинец»

Цель: учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным образом животного. Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читал предложение, а дети должны были закончить его, используя изображение животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.

«Найди нужную картинку»

Цель: учить детей понимать переносное значение фразеологизмов. Описание игры: дошкольникам раздали листы с изображениями фразеологизмов. Затем предложили вспомнить, какие фразы мы употребляем, когда говорим о человеке, который чувствует себя не ловко, волнуется, когда нужно что-то быстро сделать, когда кому-то очень страшно, когда все дела сделаны успешно, когда у человека путаница в голове, и просили детей найти нужную для данного выражения картинку.

«Покажи фразеологизм»

Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов. Описание игры: детям предлагали изобразить фразеологизмы водой не разольешь, сидеть сложа руки, волосы вставали дыбом и ситуации, соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

«Назови, не ошибись!»

Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям - в устной форме, без наглядного материала. «Я начну, а ты продолжи» Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем: «крутится, как... белка в колесе», «одна нога здесь, ... другая там» и другие

Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики, жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка, осознанный подход к выполняемым упражнениям.

 

  1. Заключение.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

Основная задача занятий, упражнений и игр с использованием фразеологической лексики — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

 

Консультация для педагогов на тему:

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

 

  1. О влиянии мелкой моторики на речевое развитие дошкольников.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

 

  1. Особенности формирования мелкой моторики.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Существует мнение, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы:

  • скакалки;
  • мячи;
  • гимнастические палки;
  • кольца;
  • палочки;
  • флажки;
  • утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физкультурных минуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению.

Такое многообразие малых мячей позволяет:

  • учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
  • обучить ребенка сравнивать предметы через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий;
  • познакомить дошкольников с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, что в дальнейшем позволить им давать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

 

  1. Примеры упражнений для развития тонких движений пальцев рук.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения:

Упражнения в перекладывании предмета.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.

 

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).

 

  1. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
  2. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
  3. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

 

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

 

  1. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
  2. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
  3. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

 

Групповые упражнения в передаче,

подбрасывании и ловле предмета.

 

  1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
  2. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

 

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

 

4. Заключение.

При регулярной и систематической работе по развитию мелкой моторики дошкольников, проведении подобных упражнений, у детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев.

Движения дошкольников становятся более уверенными, повышается темп их выполнения.

Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы: зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

 

Консультация для педагогов на тему:

«Дыхательная гимнастика в детском саду»

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

 

1. Вводная беседа.

«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма. Правильное дыхание влияет на закаливание и оздоровление человека. К тому же доказано, что дыхание во многом определяет наш характер и темперамент.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.

 

 2. Правила, принципы и методы проведения дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

  • повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений.

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательныеупражнения главным образом основаны на методах Б. С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание и другие.

Выполняя упражнения на развитие дыхания по методу А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

  • делать активный короткий вдох носом;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачёва особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т. д.

Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям.

Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

  • перед проведением дыхательной гимнастикинеобходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;
  • упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
  • перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.
  • дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак;
  • выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач;
  • дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой;
  • во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

 

3. Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Дети охотнее выполняют, если она имеет музыкальное сопровождение.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;
  • выдох происходит очень плавно;
  • во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;
  • выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

  • как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
  • в утренней гимнастике;
  • после оздоровительного бега;
  • после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
  • в закаливающих мероприятиях;
  • в любой двигательной деятельности детей;
  • в домашних условиях.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Варианты дыхательных упражнений:

  • вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде);
  • игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики);
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри);
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
  • упражнения с проговариванием звуков.

 

4. Игровые приёмы дыхательной гимнастики.

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.

«Ёжик»

Ежик добрый, не колючий,

 

Поворот головы вправо,

шумный вдох носом.

Посмотри вокруг получше.

 

Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.

 

 «Носик»

Мы немного помычим

 

Сделать вдох носом,

на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,

И по носу постучим.

 

одновременно постукивая по крыльям носа

указательными пальцами.

 

 

 «Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

 

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны

Всех нас разбудил он вдруг.

 

вдох, а затем хлопнуть

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз

 

 «Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить «ф-ф-ф». 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает много упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на профилактику и лечение тех или иных заболеваний.

Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).

Упражнение «Погончики»

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 4 серий по 8 вдохов.

Упражнение «Насос»

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

«Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.

«Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«Живые предметы»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Пузырьки»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго. 

«Фейерверк»

Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

«Фокус»

Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»

«Рисуем на песке»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломенку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.

«Горох»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

«Футбол»

Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

 

«Веселые шарики»

Для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например - для настольного тенниса. Положим шарик на стол или на пол и предложите ребенку с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше. Можно устроить соревнование: кто дальше откатит шарик.

«Греем руки»

Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.

 

5. Заключение.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

В любых режимных моментах вы можете применять всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.

 

Логопедические советы учителям начальной школы

Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие.

         Это может сказаться в дефектах звукопроизношения, скудности словарного запаса, неумении грамматически правильно согласовывать слова в предложении и др. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей, потому что ребенок, по их мнению, достаточно свободно пользуется языком. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение. 

         Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.

         При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная ​​работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьезных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приемы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.

           Рекомендуем на уроках при изучении букв проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

     Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минуту.                                                                                                             Показать детям правильную артикуляцию звука «С»: губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм, кончик языка прижимается к нижних резцов, спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха. Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло). Чаще всего встречаются недостатки звукопроизношения шипящих звуков («Ш», «Ж») Для правильного произношения звуков «Ш» и «Ж» необходимо следить за правильным положением органов артикуляции.

А) губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Б) зубы сближены.

В) широкий кончик языка поднят к переднему краю неба, но не прижат.

Г) теплая струя воздуха.

То есть: губы вытянуть вперед, язык поднять вверх и сделать чашечку.

Для закрепления звука «Ш» можно использовать такую ​​игру: «Лопнул шарик». Дети поднимают руки и делают круг, будто надувают шарик. По сигналу учителя «шарик лопнул» - дети опускают руки и произносят звук «Ш».                                                                                                                                                       Для звука «Ж» используем игру «Жуки». Дети изображают жуков. Жуки сидят в своих домиках (за партами) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу.

Жужжу, жужжу.

По сигналу учителя – «Жуки полетели» - дети встают, машут руками, будто летают и жужжат: «жжжж». По сигналу – «Дождь» - садятся на места.

Недостатки произношения звуков «Л» встречаются часто. 1. звук «Л» совсем не произносится: «лопата – опата». 2. звук «Л» произносится как английское «Л». 3. звук «Л» произносится мягко, как «ЛЬ» – «лавка – лявка». 4. звук «Л» произносится гнусавом, как «НГ». 5. замена звука «Л» звуком «Р», «молоко-мороко».

На уроке с темой звук и буква «Л» желательно сосредоточить внимание ребенка на основных элементах артикуляции: соединение кончика языка и верхних зубов и образование щели между боковыми краями языка и верхними зубами.

Недостатки произношения звука «Р» очень распространены. Характер недостатков разнообразен: пропуски, искаженное произношение (картавое и др.) и замена звуков.

         Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.                                                                                                                Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:

1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.

2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.

3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст. Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.

Косарь скосил весь овес.

Коси коса, пока роса.

Дети дополняют чистоговорки: «Жа-жа-жа, мы увидели у ... (жа)».

          Эффективным средством обучения учащихся правильному звукопроизношению является языковая зарядка. Она направлена ​​на четкость произношения изолированных звуков. Ее проводит учитель по мере того, как ученики учатся читать. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение составляющих структур и слов. Она устанавливает четкую связь между зрительными и культурно-движущими образами слогов и слов, дифференциация подобных единиц чтения, сочетание в единый процесс восприятия и осознания слова.

К примеру.

1. Дифференциация похожих слогов и слов: са - за, ливень - слива, сказка - каска.                                                                                                                                                  2. Чтение слогов по сходству звучания: ас - са, ос - со, со - что, ус - су.                                                 3. Чтение слов по сходству сом,  лом, ром, лапка, папка, тяпка.

       В младших классах нарушения письма составляет значительный процент среди других нарушений речи. Нарушение письма и чтения являются серьезной преградой для овладения учащимися школьной программой. Они часто связаны с различными нарушениями речи: дислалия, нарушения чтения - дислексия и письма - дисграфия. Видами дислексий и дисграфий являются оптические, фонематические, семантические.

     Для предупреждения речевых расстройств, а также дисграфий, дислексий, предлагается использовать на уроках физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики. Это прежде всего необходимо потому, что в кончиках пальцев сконцентрированы рецепторы, импульсы от которых поступают в языковые моторные зоны коры головного мозга. Если при выполнении таких элементарных упражнений: нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровка, выполнения аппликаций, рисования, ребенок испытывает трудности, это может быть свидетельством того, что у него могут возникнуть логопедические проблемы.

      Среди учащихся, имеющих нарушения речи, есть особая группа детей, которые заикаются. Это довольно распространенный недостаток, при котором нарушается темп и плавность речи. В большинстве случаев оно возникает в дошкольном возрасте у ранимых, возбудимых детей. Возникновению заикания способствует ряд факторов: неправильное воспитание в семье, сильный стресс, конфликтные ситуации, физические наказания. С поступлением в школу речь таких детей ухудшается, а так как дети с заиканием осознают свой ​​недостаток, то это приводит к еще большему ухудшению их речи. Негативно влияют на нервную систему этих детей и негативные замечания учителя или одноклассников. Постепенно у заикающихся учащихся возникает неуверенность в собственной речи, они пытаются молчать, избегают поручений, связанных с необходимостью говорить, избегают общения, становятся застенчивыми.                                                       Заикание поддается только комплексному воздействию, поэтому логопедические занятия должны проводиться параллельно с работой психолога, психотерапевта, учителя.

       Дислалия, дислексия, дисграфия, заикание, - это не просто логопедический диагноз, а болезнь, которая корректируется специальными логопедическими методами, упражнениями и приемами, и не в каждом случае эти недостатки можно полностью скорректировать. Но при условии систематической последовательной организованной работы мы добьемся определенных результатов и наши дети будут успешно учиться в школе.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

     (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв)

1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.

2. Запись слова с проговариванием.

3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.

4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.

5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).

6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).

7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.

8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)

9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.

10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

 

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА

  1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
  2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
  3. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
  4. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
  5. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
  6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
  7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
  8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
  9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

14 основных правил красивой речи

  1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

 

 

Разделы сайта