Об адаптации молодого специалиста в учреждении образования
Каждый человек, который делает первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным, требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. Учитель - это человек, который необходим каждому. Учитель оставляет после себя невидимый след. Это на первый взгляд. Для успешного становления и развития молодому учителю недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Важная роль отводиться личностным качествам. Приходят на ум слова: «Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика».
Приступая к работе, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри учреждения образования, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами школы. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.
В процессе адаптации молодой учитель проходит стадию ознакомления, на которой получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе, стадию приспособления или формального вступления, на которой переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки, стадию ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление молодого учителя к среде, идентификация (отождествление себя с коллективом). Прохождение всех этих стадий будет быстрым и продуктивным, если будут приложены усилия не только руководства учреждения образования, но и в первую очередь молодого специалиста.
Молодому учителю важно успевать восстанавливаться, минимизировать стресс. В начале пути своего становления молодой специалист должен получать постоянную помощь и поддержку со стороны руководства учреждения образования, коллег, методистов. Ситуация, при которой он остается один на один с классом, уроком, школой, создает невыносимые условия для молодого учителя. Молодой учитель должен видеть и понимать перспективу своего профессионально роста. Руководство должно создавать условия для участия учителя в конкурсном движении, повышении квалификации, работе в творческих группах, инновационной деятельности, освоении новых педагогических технологий. Мир учителя должен быть шире одного образовательного учреждения и его деятельность не должна превращаться в «учительскую рутину».
По прошествии двух-трех лет у молодого учителя в приоритете должно быть профессиональное становление и развитие. В течение этого периода молодого учителя необходимо включать в конкурсное движение. Обретение такого опыта позволяет более широко реализоваться в профессии.
Ни из одного педагогического вуза или колледжа не выпускается стопроцентно сформированный, высококвалифицированный специалист. Именно в учреждении образования происходит процесс становления учителя как профессионала. Поэтому руководству в первую очередь стоит позаботиться о новом сотруднике, создать именно такие организационно-педагогические условия, в которых переход от теории к практике был бы успешным. Именно благоприятный социально-психологический климат, наличие наставника, определение и разработка методической деятельности, основанные на личностно-ориентированном подходе позволит помочь молодому учителю проявить себя и адаптироваться на любом рабочем месте.
раскрыть » / « свернуть