Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления
Наиболее распространенные акты буллинга:
• негативные разговоры о ком-то за его спиной;
• распространение слухов и лживых сведений;
• обзывание и придумывание обидных прозвищ;
• выставление в смешном виде;
• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;
• передразнивание;
• объявление глупым («дураком»);
• непозволение сказать свое слово, ответить;
•изоляция от остального классного сообщества (бойкот);
•отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;
•необоснованные обвинения;
•пинки, удары;
•шантаж, вымогательство;
•сексуальные домогательства;
Прямой, активный буллинг
Основные действия:
• дразнить
• угрожать
• оскорблять
• унижать
• компрометировать
• преследовать, причинять неприятности, мучить
Непрямой, пассивный буллинг
Основные действия:
• изолировать
• вредить репутации
• распространять слухи
• отбирать личные вещи и портить их
Особо жестокий буллинг
• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми
Как родителю распознать, подвергается ли его ребенок буллингу?
Первичные признаки:
Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…). 17
Вторичные признаки:
Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.
Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).
Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет придти).
Боятся или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит,
частые головные боли, боли в желудке, расстройство.
Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).
Если ваш ребенок действительно стал жертвой буллинга, важно очень спокойно и последовательно начать работу, направленную на помощь.
Вот наиболее важные моменты, на которые стоит обратить внимание и выстраивать свою работу, опираясь на них:
Не игнорировать. Если к вам пришел ребенок и говорит о том, что в школе он подвергается травле, не стоит игнорировать его слова. Не нужно пускать все на самотек и говорить «не обращай внимание, все пройдет». В большинстве случаев буллинг может прекратиться только после вмешательства со стороны. Поговорить с ребенком. Самое важное, что нужно сделать сразу – это мирно, тихо обсудить с ним все, что происходит, узнать как можно больше информации, причины, имена обидчиков. Важно дать понять ребенку, что он может доверять вам, что находясь рядом со взрослым он может не бояться своих обидчиков. Трезво мыслить, но не молчать. Родителям важно сохранять максимальное спокойствие, не устраивать скандалов и разборок в школе с руководством или с обидчиками. Это может только навредить. Необходимо донести до директора школы и классного руководителя информацию о том, что происходит с вашим ребенком. Если есть какие-то свидетельства, доказательства об издевательствах.
Найти занятие. Имеет смысл предложить ребенку занятия спортом (бокс, карате, любые боевые искусства), искусством, музыкой, которые он сам выберет. И здесь важно в первую очередь не то, что он будет готов давать отпор обидчикам или хвастаться тем, что умеет что-то делать, а то, что, становясь сильнее физически или развивая в себе умение рисовать/играть/творить, он поднимает себе самооценку. В такой ситуации это крайне важно. Также на дополнительных занятиях он, вероятно, сможет найти друзей.
Обратиться к педагогу-психологу учреждения образования либо СПЦ. Педагог-психолог может дать рекомендации не только ребенку, но и взрослому.
ГУО «Лиозненский социально-педагогический центр»
( адресу: г.п. Лиозно,ул.Ленина,41)
Телефон доверия
8 02138 4-07-78
режим работы
понедельник-пятница
8.00-17.00
перерыв 13.00-14.00
раскрыть » / « свернуть