Консультация
«Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности»
Что же следует понимать под функциональной грамотностью?
Это комплекс способностей, обеспечивающих выявление, идентификацию и решение жизненных проблем, что даёт человеку возможность полноценно встраиваться в социум и успешно в нём функционировать.
Выполнение заданий на формирование и диагностирование уровня сформированности функциональной грамотности не исключает и не заменяет академической подготовки учащихся.
Функционально ориентированные задания предусматривают применение имеющихся знаний и умений для решения поставленных задач.
К содержанию заданий такого рода предъявляются следующие требования:
использование реального жизненного контекста (полезного для ученика);
наличие проблемной ситуации (заключающейся в недостаточности имеющейся информации, наличии неких несоответствий, необходимости совершения морального выбора и др.);
актуализация для решения проблемы определённых компетенций/группы учебнопознавательных действий, присущих конкретному направлению функциональной грамотности.
Контекст заданий подразделяется на общественный, семейный и личностный, образовательный.
Общественный контекст предполагает моделирование жизни общества и может проявляться на местном/локальном, национальном или глобальном уровнях (работа с официальными документами, изучение и анализ связанных с общественными событиями ситуаций, публичных выступлений, иное).
Семейный контекст очерчивает круг проблем, касающихся семейных отношений, обязательств, совместных дел (планирование семейного отдыха, бюджета, распределение обязанностей в семье, иное).
Личный контекст предполагает создание ситуаций, затрагивающих жизнь самих учащихся и вызывающих у них непосредственный интерес (изучение собственного внутреннего мира, построение планов на будущее).
Образовательный контекст связан со школьной жизнью и непосредственно с учебными задачами.
В рамках НИКО акцент сделан на оценку читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.
Читательская грамотность — способность человека читать, понимать, осмысливать, оценивать и использовать тексты для расширения персональных возможностей, решения личностных задач, а также всестороннего участия в жизни общества.
Задания по читательской грамотности ориентированы на проверку способностей учащихся работать с текстами и управлять собственной читательской деятельностью посредством следующих учебнопознава-тельных действий:
нахождение информации в тексте;
понимание смысла текста (интерпретация информации);
осмысление и оценка содержания и формы текста;
использование информации текста для
решения практической задачи.
Примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие чи-тательской грамотности.
— Расположите источники информации в указанном порядке.
— Определите, где содержится информация.
— Найдите в тексте (заглавии, на рисунке, в схеме) информацию о… .
— Как вы понимаете выражение «…»?
— В чём заключаются основные преимущества…?
— Выделите предложение, в котором объясняются причины… .
— На чём основано мнение…?
— В какой степени верны представленные утверждения?
— Почему автор…? Приведите две причины этого.
— Над кем или над чем иронизирует автор?
— Рассмотрите иллюстрацию… . Как вы думаете…?
— Основываясь на информации из…, определите, какие утверждения
являются фактами, а какие — только мнением автора или других
людей.
— Какие ответы противоречат содержанию…?
— Какие гипотезы опровергают…?
Запишите свой ответ.
Математическая грамотность — способность человека мыслить математически, применять и интерпретировать математические знания для решения персональных и общественных задач в различных контекстах реального мира.
Задания по математической грамотности нацелены на проверку способности учащихся рассуждать математически и актуализируют виды учебнопознавательной деятельности, такие как:
формулирование ситуации на языке математики;
применение математических концепций, фактов, процедур для решения сформулированной задачи;
интерпретация и оценка математических результатов.
Формулировки вопросов/заданий на оценку и развитие математической грамотности могут быть следующими:
— Подтверждаются ли предлагаемые утверждения данными в таблице?
— Хватит ли заготовки длиной…, чтобы сделать из неё…?
— Вычислите приблизительное значение… .
— Каким будет размер… при…? Результат округлите до целого. Запишите свой ответ. Приведите вычисления и обоснуйте их геометрически.
— Оцените среднесуточный прирост… .
— Сколько есть вариантов кратчайшего маршрута…?
— Какое наибольшее количество… можно уместить в… с учётом…?
— Используя график, составьте формулу для… .
— На каком рисунке показан график, отражающий зависимость…?
— Какова вероятность того, что…?
— На разметку какого из объектов, указанных на схеме, потребуется не более…? Укажите все объекты.
— Какими при данном условии должны быть наименьшие размеры…?
— Какой из объектов, размещённых в…, имеет наибольшую площадь?
— Сколько… необходимо заказать для…? Запишите свой ответ в виде
числа. Объясните свой ответ.
Естественнонаучная грамотность — способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками и технологиями, воспринимать новейшие научные достижения и использовать естественнонаучные знания в созидательных целях.
Развивать способности учащихся в области естествознания позволяют следующие виды учебнопознавательной деятельности:
объяснение явления на языке науки;
применение естественнонаучных методов исследования;
интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие естественнонаучной грамотности.
— Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи?
— Какой цвет приобретают индикаторы в…? Объясните свой ответ.
— Почему в качестве… используют вещества…?
— При помощи какого простого опыта можно показать, что происходит в…, когда…? Опишите один возможный опыт, подтвердите свой ответ уравнением химической реакции.
— Как можно усовершенствовать эксперимент, чтобы повысить надёжность выводов?
— Почему манипуляция с... провоцирует следующий процесс: …?
— Распределите группы… по заданным критериям. Какая группа… оказалась наиболее…? Приведите обоснование вашего решения.
— На какой части траектории находится…? Объясните свой ответ.
— Основываясь на данных, приведённых в таблице, определите, каким приблизительно был бы…, если бы… .
— Какую величину необходимо измерять при…?
— Почему… превращаются в… при…?
— Какие из приведённых утверждений подтверждают, что в опыте действительно наблюдается эффект…?
Финансовая грамотность — способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с финансами, принимать эффективные решения в различных финансовых контекстах, использовать знания для улучшения собственного финансового благополучия и общества в целом.
Развитию способности учащихся ориентироваться в финансовых вопросах будут содействовать следующие виды учебнопознавательной деятельности:
выявление финансовой информации в тексте;
анализ информации в финансовом контексте;
оценка финансовых проблем;
применение финансовых знаний для решения жизненной проблемы.
Примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие финансовой грамотности.
— Какие аргументы говорят о финансовой целесообразности покупки…?
— Какие финансовые факторы следует учесть при принятии решения?
— Приведите аргумент, обосновывающий финансовую нецелесообразность покупки… .
— При каких из перечисленных условий покупка будет финансово выгодна…?
— Какие условия влияют на цену…?
— На основании какого документа рассчитывается сумма налога на...?
— Какой вид инвестирования будет наиболее оптимальным в заданных условиях?
— Что в мобильном приложении указывает на мошеннические действия?
— Какое действие, требуемое…, могло создать угрозу личным финансам…?
— Какую сумму придётся заплатить…?
— Какая сумма должна быть возвращена, если…?
разгарнуць » / « згарнуць