Зеленая экономика – это модель экономического развития, предполагающая ответственное отношение человека к ресурсам Земли. В Беларуси это направление можно назвать пока зарождающимся. Тем не менее некоторые финансовые организации готовы поддерживать проекты в области зеленой экономики. Узнали, на что идут средства и кто их выделяет.
О зеленой экономике в Беларуси
У Беларуси есть план развития зеленой экономики до 2025 года. Многие проекты ранее выполнялись за счет финансирования Европейского союза. А сейчас больше внимания уделяется сотрудничеству со странами СНГ и ЕАЭС, а также Китаем.
В качестве примеров зеленых предприятий в Беларуси можно назвать заводы по производству офисной бумаги из макулатуры в Борисове, использованию отработанных масел в Крупском районе, применению древесных отходов для получения биотоплива в Бресте. Также в список можно добавить сервисы по предоставлению в аренду жилья, автомобилей, велосипедов и самокатов.
В целях развития зеленой экономики используется так называемое зеленое финансирование. На белорусском рынке присутствуют лишь отдельные его элементы:
- БНБ-Банк первым среди банков нашей страны совместно с корпорацией НЕФКО разработал программу содействия развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры «СМАрт Энерджи»;
- Белинвестбанк с 2018 года осуществляет финансирование проектов, внедрение которых способствует благоприятному влиянию на климат, сокращению выбросов в атмосферу вредных веществ, таких как СО2, SO2, оксидов азота;
- Банк развития предлагает отдельный финансовый продукт «Поддержка экологических проектов». Финансирование предоставляется малому и среднему бизнесу, который, например, производит экологически безопасную упаковку (в том числе из стекла и бумаги).
«Зеленые» деньги
‒ Сегодня, если говорить в целом, в мире достаточно различных форм зеленого финансирования, существуют различные подходы. Например, в России разработаны критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации. В Казахстане ‒ классификация зеленых проектов, подлежащих финансированию через зеленые облигации, зеленые кредиты. Эти подходы также легли в основу Национальной таксономии зеленых проектов, подготовленной Министерством финансов. В настоящее время проект постановления находится в правительстве на утверждении.
Сферы проектов ‒ водоснабжение и водоотведение, энергетика, промышленность, природные ландшафты, водные ресурсы и так далее. Это решение позволит предприятиям выходить и на рынок международного зеленого финансирования ‒ СГ, ЕАЭС и СНГ.
У ЕАБР кредитный портфель на 80‒90% состоит из зеленых проектов. Это средства, на которые может претендовать и Беларусь.
‒ Это позволит предприятиям в будущем выходить с зелеными проектами на различные рынки капитала. Система зеленого финансирования базируется на основе национального законодательства, но будет соответствовать и международным стандартам, в том числе стандартам членов ЕАЭС. Пока на белорусском рынке присутствуют лишь отдельные элементы зеленого кредитования.
В прошлом году банками и лизинговыми организациями осуществлялось финансирование зеленых проектов из разных источников:
- за счет ресурсов Банка развития по программе поддержки профинансировано 17 проектов в сфере зеленой экономики малого и среднего бизнеса;
- БТА Банк и Белагропромбанк за счет собственных ресурсов в 2022 году выделили финансирование для приобретения электромобилей и создания инфраструктуры агроэкотуризма;
- лизинговыми организациями профинансирован ряд зеленых проектов, связанных с приобретением электрического транспорта, оборудования для развития экотуризма, машин и оборудования для лесного хозяйства и других.
Электротранспорт ‒ часть зеленой экономики
За год в Беларуси в 1,5 раза вырос парк электромобилей и на 1 января 2023 года составил 3635 единиц.
‒ Сегодня в Беларуси продолжается реализация программы развития электротранспорта до 2025 года. Результаты 2022 года показывают, что данная программа реализуется успешно. Объем электротранспорта в Минске с учетом метрополитена составляет 50,5%, а по республике данный показатель равен 27%. Помимо пассажирского транспорта на предприятиях активно используются производственные электромашины. Наряду с электротранспортом развивается сеть инфраструктуры, например, электрозарядные станции, которые доступны не только в Минске и областных центрах, но и других городах Беларуси.
Дороже, но эффективнее
‒ Это не совершенно новая экономика. Это экономика с использованием технологий, которые позволяют снизить нагрузку на окружающую среду. Идет целенаправленная работа, может быть, не так быстро, как хотелось бы, достигаются результаты. Но она идет, и это очень важно.
разгарнуць » / « згарнуць