Презентация "Методическая пятиминутка"
Проблемный семинар
Дата проведения: 02.11.2021
Тема: Использование средств и техник визуализации учебной информации как эффективное средство формирования предметных и метопредметных компетенций учащихся.
Цель: ознакомить участников семинара с современными техниками визуализации учебного материала, определить готовность педагогического коллектива к использованию техник визуализации.
Задачи:
- Изучить методические материалы, характеризующие технологию визуализации.
- Обозначить психологическую основу применения современных техник визуализации.
Форма проведения: семинар-лекция
План проведения
- Организационный блок
- Теоретический блок
Технологии визуализации в образовательном процессе .
(выступление Шалашовой Л.Л. , заместителя директора по учебной работе)
Средства визуализации современного урока русского языка и литературы. (выступление Косматьковой Л.В., учителя русского языка и литературы)
Визуализация учебной информации на уроке математики посредством использования графических схем
(выступление учителя математики Устиновой А.В.)
Использование технологии визуализации при написании работ исследовательского характера.
(выступление учителя биологии Сергеенко И.Е.)
Методика использования техник визуализации в работе с детьми дошкольного возраста.
(выступление воспитателя дошкольного образования Голубовской О.В.)
- Диагностический блок
Самодиагностика учителей «Технология визуализации в моей практической деятельности»
4. Рефлексивный блок
Диагностический блок
Проводит заместитель директора по УР Шалашова Л.Л.
Самодиагностика учителей «Ранжирование приёмов и техник визуализации».
Задание: Прочитайте перечисленные приёмы и техники визуализации и проранжируйте их в порядке значимости для вас от 1 до 10.
№ п/п
|
Ценности личности учителя
|
1
|
инфографика
|
2
|
интеллект-карты (логикосмысловые модели)
|
3
|
облако слов
|
4
|
лента времени
|
5
|
коллаж
|
6
|
графические схемы (кластер)
|
7
|
таймлайн
|
8
|
скрайбинг
|
9
|
кросенс
|
10
|
ЛСМ
|
Выступление заместителя директора по учебной работе Шалашовой Л.Л.
Технологии визуализации в образовательном процессе
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь.
(Мудрая китайская пословица.)
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”.
Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо, потому как методика, так и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя “хорошо работающие старые приемы”, одним из которых является визуализация. Поэтому применение всевозможных визуальных средств обучения является одним из факторов эффективной организации процесса обучения учащихся. Использование приёмов визуализации на уроках влияет на качество получаемых знаний учащимися.
Актуальность визуализации возросла в связи с активным развитием информационных технологий. Средства визуализации облегчают восприятие
и помогают учащимся справляться с обработкой большого объёма информации.
Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и приемам самостоятельной работы и приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов.
Актуальность заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения и использование их с целью реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Визуализация информации — мощный инструмент донесения мыслей и идей до учащихся, помощник в восприятии и анализе информации, а, следовательно, эффективный способ повышения качества образовательного процесса.
Визуализация учебной информации позволяет решить ряд педагогических задач: активизация учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Преимущества визуализации:
- универсальность (язык рисунков понятен всем);
- эффективность (способствует усвоению больших объёмов информации);
- интенсификация обучения, активация учебной и познавательной деятельности;
- развитие критического и визуального мышления;
- интеграция новых знаний;
- целостность восприятия.
Используя приёмы визуализации в процессе обучения, мы учим не только смотреть, но и видеть. Анализируя увиденное, учащиеся развивают речь, расширяют свой словарный запас, учится выделять главное, сопоставлять факты, делать логические выводы и умозаключения, сравнивать. Идет формирование визуальной грамотности.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации, при обобщении, при выполнении домашних заданий, при работе с текстом, а также и при самостоятельной работе.
Существует большое разнообразие средств визуализации на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры и другие.
Современные техники визуализации в образовательном процессе
1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы.
2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей,
ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило,иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Таким образом, в настоящее время педагог имеет разнообразные приёмы визуализации для образовательного процесса. Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления. Опираясь на психологические особенности учащихся, визуальные методы позволяют решать различные развивающие задачи, они способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления. При активном применении средств визуализации, у учащихся совершенствуются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать её и сохранять.
Выступление учителя русского языка и литературы Косматьковой Л.В.
Средства визуализации современного урока русского языка и литературы
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis —воспринимаемый зрительно, наглядный.
В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из
традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.
Необходимость визуализации информации на современном уроке языка и литературы обуславливается еще и тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока языка и литературы: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики,
фрагменты кинофильмов и др.
Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и
новые средства визуализации — инфографика, интеллект-карты (логикосмысловые модели), облако слов, лента времени, коллаж и др.
Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в
изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и
графическими изображениями, способствующими активному восприятиюучебного материала.
Рассмотрим некоторые современные средства визуализации урока.
Облако слов или тегов — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п.
Каким образом учитель языка и литературы может использовать облака
слов в своей работе? Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках русского языка и литературы:
1. задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
2. задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место
происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
3. задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;
4. задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;
5. задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;
6. задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;
7. задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
8. задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
9. задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака;
«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на достаточно продолжительном временном отрезке и т.п. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная
картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.
Фотоколлаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель. В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию. При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.
Создавать фотоколлажи можно как вручную, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов (Photovisi.com, CreateCollage.ru, Avatanи др.). Применения фотоколлажа — это создание разножанровых графических произведений, которые затем можно использовать на уроках языка и литературы, в воспитательной работе.
Задания для учащихся такого плана позволят им при организации графической информации систематизировать в современном виде иллюстрации к художественным произведениям; жизненный путь писателя (в том числе его путешествия), персонажей его произведений и др.
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических
задач: обеспечение интенсификации обучения, активизация учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передача знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.
Выступление учителя математики Устиновой А.В.
Визуализация учебной информации на уроке математики посредством использования графических схем.
Одна из главных целей современного образования - формирование творческой и активной личности выпускника, способного самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать различные пути решения проблем и выбирать из них оптимальные. Для этого нужно использовать новые, современные педагогические технологии.
Интерес к визуализации диктуется нарастанием потока информации, для освоения которой стало недостаточно традиционных методов и средств. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств.
Использование огромных возможностей зрительного анализатора при визуализации образовательной информации требует учета закономерностей зрительного восприятия, грамотного использования визуальных методов в обучении. При грамотном структурировании, кодировании и предъявлении материала, с помощью средств визуализации можно в сжатом виде передавать большие объемы информации, актуализировать познавательные механизмы, дополняющие вербальный канал поступления информации.
Проблема повышения эффективности обучения школьников на уроках математики путем реализации принципа наглядности неоднократно изучалась в отечественной педагогике. В частности, профессор В. А. Далингер высказывает следующую позицию: «Проблема реализации принципа наглядности в обучении математике может получить принципиально новое решение, если удастся найти такое методическое обеспечение деятельности ученика, которое позволит включить функции его визуального мышления для получения продуктивных результатов в овладении математическими понятиями, для усиления развивающей функции математики. Использование наглядных образов в обучении может превратиться из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее математическому развитию учащихся. Язык образов является основным средством наглядности при изучении математики, позволяющим осознано оперировать с понятиями и умозаключениями, закреплять и «оживлять» их в памяти»
При преподавании математики применяются самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения крайне важна. При этом использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным для усвоения, а становится органичной и незаменимой частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития как наглядно-образного, так и абстрактно-логического мышления.
Образовательная деятельность строится на передаче информации, поэтому и роль ее наглядного представления в обучении велика. Общеизвестным фактом является то, что принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует более быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.
Отдельного внимания заслуживают методы визуального структурирования от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт, лучевых схем-пауков, интеллектуальных карт.
В целом технология визуализации сводится к трем основным аспектам:
1. Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний.
2. Обучение школьников рациональным приемам «сжатия» информации и ее графического представления.
3. Методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей.
Схемы могут быть использованы в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Применение на уроках математики графических схем активизирует деятельность учащихся, способствует повышению познавательной мотивации, формирует обстановку сотрудничества и дает детям ощущение творческой свободы.
Очень важно влияние применения схем на развитие критического мышления. Критическое мышление — это способность создавать систему суждений, помогающих анализировать информацию и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это прежде всего умение поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.
Знания о каком-либо факте, явлении, правиле в рамках школьного образования учащиеся получают в уже готовом варианте, который не предполагает наличия разных точек зрения. Учителя стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, но в настоящее время в связи с переходом на новую модель образования обществу нужны специалисты не только с хорошим уровнем знаний, но и с умением мыслить нестандартно. Важно, чтобы школьники научились понимать, что не всегда существует однозначная позиция по какой-либо проблеме, нужно объяснить им как в большом потоке информации выбирать главное, разбираться в самой сути вопроса, рассматривать разные подходы. Критическое мышление — это не только способ оценки окружающей действительности, но и средство ее познания.
Развить критическое мышление помогает применение графических схем (метод кластера).
Графическую схему (кластера) можно оформить, например, в виде модели планеты со спутниками, где в центре расположено основное понятие, мысль, а по сторонам – крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть любые слова, словосочетания, предложения, выражающие основные идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Центральную планету окружают менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно научиться конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
На первом этапе урока происходит активизация, вовлечение всех учеников класса в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме и формирование нового ассоциативного ряда. Затем осуществляется постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления крайне важна работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности. В завершении урока делаются выводы о проведенной работе.
Прием кластера может применяться на любой из стадий обучения.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Применение кластера имеет неоспоримые преимущества, такие как охват большого объема информации; вовлечение всех учеников класса в обучающий процесс. На таких уроках дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться.
В зависимости от формы урока и способа организации деятельности обучающихся кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, ученик может использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
При создании кластера учащиеся не боятся излагать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения, что развивает воображение и раскрепощает. При этом в ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю фантазии и интуиции, реализуя и воплощая в жизнь все идеи. При работе с кластером не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и встает на свои места. Прием может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем.
Кластер также является одним из инструментов стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к изучению темы. В ходе урока в схему добавляются новые данные, выделяя их другим цветом. На стадии осмысления данный метод позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии — выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Форма работы определяется в зависимости от поставленных целей и задач и может быть любой: индивидуальной или коллективной. Допустимо во время урока перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова может быть организована индивидуальная работа, где каждый учащийся создает собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован не только как способ организации работы на уроке, но и в качестве домашнего задания, в этом случае важно наличие у обучающихся определенного опыта в его составлении.
Уроки с применением кластера носят исследовательский характер, дают ученикам возможность проявить себя, систематизировать теоретические знания, провести анализ информации, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.
Выступление учителя биологии Сергеенко И.Е.
Использование технологии визуализации при написании работ исследовательского характера
Для того чтобы лаконично и понятно представить результаты исследования при оформлении работ исследовательского характера нужно применять различные способы визуализации. К основным способам визуализации данных относятся:
- таблицы
- рисунки
- фотографии
- схемы
- диаграммы
- графики
- пиктограммы
Таблица — это такой способ представления данных, когда цифровой или текстовый материал распределяется по столбцам (колонкам, графам) и строкам. Таблицы используются для приведения данных в определенную систему, когда требуется их сопоставление. При этом, как правило, в каждой строке помещаются данные об одном испытуемом (или случае), а по столбцам — значения переменных (параметров, факторов).
При оформлении своих работ я использую два вида таблиц.
1. Аналитические таблицы представляют собой результат обработки и анализа показателей. Обычно на их основе делают обобщающий вывод, в котором устанавливается и формулируется определенная закономерность.
2.В неаналитических таблицах приводятся необработанные диагностические данные, на основании которых не делается никаких выводов. Это информативный и иллюстративный материал.
Обычно в состав таблицы входят порядковый номер и тематический заголовок (название), боковик (перечень параметров, размещаемых по горизонтали), заголовки столбцов (головки) и сами строки и столбцы (горизонтальные и вертикальные графы).
Поскольку таблицы часто используют для оформления результатов исследования, я познакомлю вас с основными требованиями к оформлению таблицы.
1. Название таблицы, заголовки столбцов в ней должны быть максимально краткими и точно отражать ее содержание. В заголовках столбцов не повторяются общее название таблицы или названия ее отдельных частей. Единицы измерения параметров вносят в название таблицы или столбцы.
2. Боковик таблицы также должен быть предельно лаконичным, повторяющиеся слова нужно выносить в объединяющие рубрики, общие для всех заголовков слова помещают в заголовок над боковиком. В конце заголовков знаки препинания не ставятся.
3. Основные заголовки внутри таблицы пишутся с прописной буквы, подчиненные — со строчной, если образуют единое целое предложение с основным заголовком, или с прописной, если имеют самостоятельное значение.
4. Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием порядкового номера (например, «Таблица 7»). Знак номера и точка после цифры не ставятся. Если в тексте имеется только одна таблица, то она не нумеруется и слово «таблица» не пишется.
5. При переносе таблицы на следующую страницу головка таблицы воспроизводится, а над ней помещается надпись «Продолжение таблицы 7». Если головка громоздкая, то столбцы нумеруются и на следующих страницах повторяется их нумерация. Заголовок таблицы не воспроизводится.
6. Шрифт текста таблицы, как правило, меньше шрифта основного текста на 2 пункта (пт), а шрифт головки — на 2 пт меньше шрифта текста таблицы. При оформлении головки используется только прямое светлое начертание шрифта, текст располагается по центру столбца. Для названия таблицы используют формулировки, имеющиеся в основном тексте или в заголовках его частей, но полужирного начертания.
Рисунки используются для иллюстрации идей, положений, выводов, воссоздания образов. Они (в отличие от таблиц) подписываются внизу: «Рис.2. Название рисунка или фотографии». В подпись часто входит экспликация: детали иллюстрации нумеруются, а в подписи они поясняются текстом. При этом применяется шрифт на 2пт меньше шрифта основного текста, подпись располагается по центру иллюстрации, нумерация сквозная для всех иллюстраций. В тексте делаются ссылки на иллюстративный материал с указанием его порядкового номера, например «(рис. 1)». Эти же правила распространяются и на другие иллюстративные средства.
Фотографии применяются тогда, когда требуется отобразить объект с документальной точностью или его индивидуальными особенностями. При этом они должны быть технически воспроизводимы средствами копирования, поясняться в подписях и тексте.
Схема — это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба. Она предназначена для наиболее емкого и наглядного выражения идеи, соподчиненности понятий. Фактически схема представляет модель изучаемого объекта, его структуры, взаимосвязей и взаимозависимостей. В блок-схемах для простоты элементы изображают прямоугольниками и другими геометрическими фигурами, а их связи — простыми линиями. По функциям схемы подразделяются на логические, последовательные, локальные, сущностные и технические. При оформлении схемы используемые геометрические знаки подбираются в зависимости от их количества и поля чертежа; они могут быть разными по форме, но близкими по размерам; для изображения основных и вспомогательных элементов, их связей используются линии одинаковой толщины; звенья располагаются по возможности симметрично.
Графы являются разновидностью блок-схем и представляют собой расположенные на плоскости геометрические конструкции, которые состоят из вершин, соединенных определенным образом ориентированными линиями, и воспроизводят изучаемый процесс или явление. С помощью графов можно изобразить связи между свойствами и качествами, описать связи между отдельными составляющими процесса, выделить ряд особо важных в логическом плане компонентов системы, имеющих наибольшее число связей с другими компонентами.
Диаграмма — графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. Диаграмма используется для облегчения сравнений (сопоставлений), выявления закономерностей и тенденций данных. Она помогает увидеть динамику процесса. По форме построения диаграммы бывают линейные, плоскостные и объемные; столбчатые (ленточные) и круговые (секторные); простые и составные.
В многочисленных компьютерных программах имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм и графиков, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). К примеру, Ехсе1 позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм (графиков) и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип. Правильный выбор типа диаграммы (графика) дает возможность представить данные наглядным образом.
Круговая (секторная) диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величина которых пропорциональна величине частей отображаемого объекта или явления. По такой диаграмме можно выявить соотношение компонентов внутри одного целого, но она не дает возможности проследить динамику изменения величин и их соотношений. К тому же наглядность круговой диаграммы снижается при возрастании количества сравниваемых величин и небольшом их различии.
Столбчатая (ленточная) диаграмма (гистограмма) представляет собой ряд расположенных на одинаковом расстоянии друг за другом прямоугольников одинаковой ширины. Такие прямоугольники располагаются вертикально (столбики) или горизонтально (ленточки). Высота (или длина) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. Ширина прямоугольников зависит от их количества и рабочего поля чертежа.
Ярусная (или составная) гистограмма позволяет проследить динамику распределения составляющих. При этом есть возможность сравнивать только изменения соотношения, когда соседние столбики остаются одинаковой высоты, принимаемой за 100%, а составляющие их прямоугольники пропорциональны относительной величине компонента в составе целого. Можно также сравнивать одновременно изменение абсолютных величин компонентов и целого.Как правило, такие гистограммы менее информативны.
Изобразительные диаграммы являются иллюстративно-информационным изображением, в них простые геометрические фигуры заменяются символами, воспроизводящими образ предмета. Они могут быть следующих видов:
- в качестве графических знаков служат символы сравниваемых параметров, различающиеся по величине;
- символы-знаки помещены внутри столбиков, полос или секторов, причем прямоугольники или секторы вписываются точно по масштабу, а символы не меняют своей величины;
- соблюдается и масштабность, и изобразительность, а в зоне рисунка вычерчивается ломаная линия, соединяющая показатели;
- показатели оформляются не точками, а кружочками со вписанными числовыми значениями и соединяются не линиями, а широкими полосами;
- диаграммы могут содержать цветовые выделения.
Графики — условное изображение характера зависимости одной величины от другой или динамики изменения величины. Кривая на графике может быть ломаной или сглаженной в зависимости от требований наглядности.
График включает в себя заголовок, словесное пояснение условных знаков и значения отдельных элементов графического образа, оси координат, шкалу с масштабом, числовые сетки и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.
Координатные оси вычерчиваются сплошными линиями без стрелок на концах. Если это необходимо для повышения наглядности, оси дополняются координатной сеткой, соответствующей выбранному масштабу. Числовые значения штрихов, как правило, пишут за пределами графика (левее вертикальной оси и ниже горизонтальной), избегая дробных величин. При этом значения можно откладывать не с нуля, а в пределах рассматриваемой зависимости. Независимую переменную откладывают по горизонтальной оси. Масштаб каждой оси может быть разным.
По координатным осям указывают условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике используются только принятые в тексте условные обозначения, аббревиатуры и сокращения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, должны быть краткими и немногочисленными. Все обозначения на графике обязательно комментируются в тексте.
Еще одним интересным наблюдением является то, что когда с графиком идет текст, призывающий обратить внимание на его симметричность, зрителям такой график кажется симметричнее, даже если на самом деле он не является симметричным. Это говорит о том, что аннотации могут иметь большое значение при передаче информации.
Пиктограммы помогают лучше запомнить информацию.
Выступление воспитателя дошкольного образования Голубовской О.В.
Методика использования техник визуализации в работе с детьми дошкольного возраста
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.
Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, мобильные телефоны.
В настоящее время уже во всех семьях имеется компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает: картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др.
С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. А специально организованная деятельность с использованием интерактивных технологий позволяют повысить интерес, качество усвоения материала.
Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой
преимуществ:
- движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание
малышей;
- информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
- ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
- компьютер позволяет смоделировать различные ситуации,
недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, необычные и неожиданные эффекты).
Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка,
повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление.
Как утверждал один из классиков отечественной педагогики, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. А в дошкольных учреждениях могут воспитывать и стены.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей, включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены.
Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, втулками и вкладышами и так далее.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т.д.
Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку, а также игры на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.
Какие игры можно проводить на развивающей стене?
I. Игры для развития изобразительных способностей:
- в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»;
- в старших группах: «Дорисуй человека»
Игры по ФЭМП:
- в средней группе «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…»,
- «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;
- в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши»
II. Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:
- в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»
- в средней группе «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»
- в старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.
III. Логические игры:
- в средней группе «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»;
- в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».
Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной.
В каждой группе она индивидуальна.
В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.
В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц. Например, каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Воспитанники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.
Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.
В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:
- равные права всех участников деятельности;
- работу в микро группах из 4-6 человек;
- определение лидеров.
Педагог не должен делить детей на микро группы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и так далее.
Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например, жёлтый конверт. Конверт этого же цвета они выбирают и во вторник. Однако уже на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, т.к. уже выполняли это задание. При правильной организации члены команды в течение месяца успевают поработать со всеми конвертами.
В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания. Формирует новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и побывать в роли лидера. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания (или игры) «диктует», что им делать
Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.
При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации.
Используя в работе интерактивную стену, дает возможность воспитателю и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.
Сенсорные столы, доски и рамки зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Возможность «потрогать» изображение и лично поучаствовать в его создании еще больше стимулирует мышление ребенка и пробуждает его интерес к изучению окружающего мира и формирует жизненный опыт.
В дошкольном возрасте роль наглядного представления информации в обучении очень велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, мнемотаблиц, схем, рисунков и т.п. способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.
Применение воспитателем визуальных техник имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности, снижает утомляемость дошкольников.
21.02.2022
Методическая пятиминутка "Скрайбинг"
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы) – это визуализация информации при помощи графических символов, слов, рисунков, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
Свои методические наработки представляет учитель английского языка Антоненко Т.Г.
На уроках истории (учитель Купчёнок В.А.)
На уроках географии (учитель Шалашова Л.Л.)
28.02.2022
Методическая пятиминутка "Методы и приёмы визуализации учителей русского и белорусского языка и литературы"
Интеллект-карты учителя белорусского языка и литературы Куряковой К.В.
Различные приёмы визуализации демонстрирует учитель русского языка и литературы Косматькова Л.В. ...
и учитель белорусского языка и литературы Сударикова Н.В.
Своими наработками по визуализации информации делятся учителя математики
Устинова А.В.
Стаховская С.В.
Купчёнок И.В.
и учитель биологии Сергеенко И.Е.
Приёмы визуализации демонстрируют учителя начальных классов
Гавриленко Т. Е.
Фокина Л. К.
Купченок Р. Д
разгарнуць » / « згарнуць